РОДИТЕЛЯМ

  

Родителям о спортивной школе 

Многие родители задумываются о профессиональной карьере спортсмена для своего ребенка, мечтая воспитать новую звезду. Зачисляя ребенка в спортивную школу, родитель вступает с ней в правовые отношения. При этом важно понимать, что подготовка спортсмена, это, прежде всего образовательный процесс, строго регламентированный законодательством. От того, насколько юридически правильно выстроены отношения между законными представителями, школой и учеником, во многом зависит дальнейшее развитие карьеры спортсмена. Наиболее требовательные родители, делая выбор в пользу той или иной спортивной школы, учитывают ее взаимоотношения с профессиональными клубами, квалификацию педагогического состава, а также техническую оснащенность школы.

Каким образом спортивная школа получает разрешение на образовательную деятельность?

Первое, что необходимо знать родителям — образовательная деятельность в России лицензируемая. Право на эту деятельность школа получает с момента получения разрешения, выданного государственным органом управления образования (министерством образования и науки Волгоградской области) или органом местного самоуправления, на основании заключения экспертной комиссии.

 

Чем отличаются образовательные программы спортивной школы

от программ общеобразовательной школы?

Главное отличие от общеобразовательных основных программ состоит в том, что данные программы выходят за рамки государственных образовательных стандартов, школа сама подготавливает и утверждает образовательную программу. Данные программы могут преподаваться либо в общеобразовательной школе (например, если в лицензии школе предоставлено право на дополнительные программы, она может организовать спортивную секцию), либо в образовательных учреждениях дополнительного образования детей спортивной направленности (данные учреждения специализируются исключительно на спортивной подготовке). Спортивная школа, осуществляющая образовательную деятельность, должна являться юридическим лицом, иметь свой баланс и расчетный счет.

Подготовка спортсмена —

это образовательный процесс, строго регламентированный законодательством.

Законодательство РФ рассматривает образовательную деятельность как некоммерческую, не преследующую своей целью получение прибыли, образовательное учреждение создается исключительно в форме некоммерческой организации. 

Статья 29 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Приказ Минспорта России от 12.09.2013 г. № 731 "Об утверждении Порядка приема на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта" обязывают размещать на сайте образовательного учреждения для ознакомления родителями (законными представителями) устав образовательного учреждения, лицензию, свидетельство о государственной аккредитации и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса.

 

В каких случаях обязательно заключение договора со школой?

Ст. 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации" обязывает негосударственные образовательные учреждения заключать письменный договор с законными представителями (учеником, с согласия законных представителей при достижении несовершеннолетнего 14 лет) даже в том случае, если оказываемые услуги являются бесплатными, в силу ст. 161 ГК, предписывающей письменную форму договора между физическим и юридическим лицом. В ст. 54 Закона «Об образовании в Российской Федерации» указаны условия, которые должны быть перечислены в договоре: уровень образования, сроки обучения, размер платы обучения, по усмотрению сторон в договор могут быть включены и иные условия.

В случае если услуги являются платными, данный договор является разновидностью возмездного оказания услуг, права и обязанности между сторонами соглашения помимо норм Закона «Об образовании в Российской Федерации» регулируются Законом «О защите прав потребителей». Данный закон предоставляет дополнительную защиту родителям, поскольку возлагает гражданско-правовую ответственность на учебное образовательное учреждение, в том случае если школа предоставляет некачественные образовательные услуги. Некоторые профессиональные клубы в целях подготовки спортивного резерва практикуют заключение трехсторонних договоров "клуб — школа — законный представитель". По условиям такого соглашения клуб финансирует затраты школы на обучение ребенка. В случае если Вам предложено заключение подобного договора, его изучение необходимо доверить профессиональному юристу, поскольку оно способно повлиять на дальнейшее развитие карьеры юного спортсмена.

 

Какие виды ответственности школы предусмотрены законодательством?

Защищая права обучающегося и его родителей, Закон «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрел несколько видов ответственности образовательного учреждения (ст. 28). 

К первой группе относится ответственность за качество образования (реализация образовательных программ не в полном объеме или ненадлежащего качества)

В случае если услуги были предоставлены за плату, школа несет гражданско-правовую ответственность перед законными представителями ученика за качество и объем образовательных услуг. Если школа не придерживается программы, то законный представитель имеет право на основании Закона «О защите прав потребителей» требовать либо безвозмездного устранения недостатков услуги (например, требовать включения определенных учебных дисциплин, ранее обозначенных в учебном плане), либо соответствующего уменьшения цены услуги. Если школа отказывается удовлетворить претензии законного представителя, то у последнего появляется право расторгнуть договор. 

Государственные и муниципальные учреждения также несут ответственность за качество образования, однако их ответственность не носит материального характера.  
Получив отрицательное аттестационное заключение, школа теряет государственную аккредитацию и в дальнейшем может лишиться образовательной лицензии. Обращение родительского собрания может служить основанием для государственной аттестационной службы для направления школе рекламации на качество образования.   

Второй вид ответственности образовательного учреждения – ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время образовательного процесса. 

Создание необходимых условий для учебы и отдыха — прямая обязанность школы, учебная нагрузка, режим занятий обучающихся определяется школой самостоятельно, однако они должны быть согласованы с органами здравоохранения. В случае, если здоровью ребенка причинен вред в результате невыполнения школой установленных нормативов обеспечения безопасности или неправильной организации учебно-тренировочного процесса, школа обязана возместить все расходы, вызванные повреждением здоровья. Если ученик старше 14 лет, образовательное учреждение также обязано возместить вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности. 

Следующий вид — ответственность за нарушение прав и свобод обучающихся. 

В данную категорию входят фундаментальные права и свободы личности (право на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений и т. д.).

Какие требования закон предъявляет к педагогу спортивной школы?

Создание необходимых условий для учебы и отдыха – прямая обязанность спортивной школы. 
Безусловно, требования предъявляются не только к учебному учреждению, но и к лицам, занимающимся педагогической деятельностью. В разделе "Квалификационные характеристики должностей работников образования" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного Приказом Минсоцздравразвития от 26 августа 2010 г. N 761н, указано, что тренер-преподаватель должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физической культуры и спорта. 
трудовой кодекс РФ и Федеральный закон от 23.12.2010 г. № 387-ФЗ «О внесении изменений в статью 22.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Трудовой кодекс Российской Федерации» установили категории лиц, которым запрещено заниматься педагогической деятельностью: во-первых, при наличии медицинских противопоказаний, во-вторых, по приговору суда и, в-третьих, при наличии судимости за определенные преступления.  

 

Какие меры можно предпринять в случае конфликта со школой?

Закон предоставляет защиту ученику и его родителям в случае конфликта с преподавателем. Законный представитель в письменной форме может обратиться к администрации школы с просьбой начать дисциплинарное расследование относительно нарушений тренером-преподавателем норм профессионального поведения или устава школы. Если принятые меры никаких результатов не дали, то родитель может обратиться в суд с жалобой на действия школы с требованием устранения допущенных нарушений и компенсации морального вреда.  

 

 

РЕЖИМ и ПИТАНИЕ СПОРТСМЕНА 


В системе факторов успешной спортивной подготовки, дополняющих учебно-тренировочные занятия и соревнования, основное место занимает 
личная гигиена спортсмена, которая включает режим (рациональный распорядок) дня, специализированное питание, закаливание, уход за телом, гигиену одежды и обуви, отказ от вредных привычек.


В подготовке спортсменов социально-гигиенические факторы микросреды очень важны. Проявляются они во взаимоотношениях между спортсменом и окружающими его людьми (родителями, другими родственниками, товарищами, членами учебного и спортивного коллективов), которые постоянно определенным образом влияют на его психическое состояние, морально-волевую подготовку и работоспособность. 

Рациональный распорядок дня создает оптимальные условия для деятельности и восстановления организма, способствует повышению спортивной работоспособности. Правильное и строгое его соблюдение помогает в выработке определенного ритма деятельности организма, при котором спортсмен в определенное время может наиболее эффективно совершать разные действия. Выполнение определенной деятельности в одно и то же время приводит к формированию в организме динамического стереотипа, уравновешенной системы условных рефлексов. 

Подъем следует проводить в одни и те же часы, не позднее 7 часов. Сразу же после подъема – зарядка и закаливающие процедуры. Привычка ложиться и вставать в определенное время помогает быстрее засыпать и просыпаться в определенное время. Перед сном надо избегать всего, что может вызывать чрезмерное возбуждение нервной системы. Скорейшему наступлению сна способствуют непродолжительные прогулки, теплые водные процедуры. Постель должна быть удобной и теплой. Перед сном непременно проветривать помещение. 

В распорядке дня обязательно строго придерживаться определенного времени приема пищи. Это способствует лучшему перевариванию и усвоению продуктов питания. 

Принимать пищу следует за 2-2,5 часа до тренировки и спустя 30-40 минут после неё. 

Особого внимания в распорядке дня заслуживает сон – основной и ничем не заменимый вид отдыха

Систематическое недосыпание и бессонница вызывает истощение нервной системы, снижают работоспособность, ослабляют защитные силы организма. Нежелателен и излишний сон. 

Уход за телом объединяет гигиенические мероприятия по уходу за кожей и полостью рта. Уход за кожей очень важен, ибо от состояния кожных покровов во многом зависит и здоровье спортсмена, и работоспособность, и сопротивляемость к заболеваниям. Грязная кожа обычно становится причиной гнойничковых заболеваний. Основа ухода за кожей – регулярно (не реже одного раза в 4 дня) мыть тело горячей водой с мылом и мочалкой. При занятиях физическими упражнениями кожа загрязняется больше и быстрее. Поэтому после тренировки обязательно надо принять теплый душ. Он не только хорошо очищает кожу, но и успокаивающе действует на нервную и сердечно-сосудистую системы, повышает обмен веществ и активизирует восстановительные процессы. После душа необходимо хорошо растереть тело и сделать легкий массаж. 

Спортсмен должен систематически ухаживать за ногами. Это особенно необходимо при повышенной потливости, которая способствует появлению потертостей, местных воспалительных процессов и мозолей. На ночь нужно непременно мыть ноги с мылом. Необходимо как можно чаще менять носки и обувь, в целях профилактики грибковых заболеваний – всегда использовать только личные вещи, носки, обувь, полотенце; находясь в раздевалках, туалетах, душевых – применять индивидуальные резиновые тапочки; после мытья ног в общественном месте – досуха вытирать стопы и межпальцевые промежутки. 

Непременное требование личной гигиены – систематический уход за зубами и полостью рта. Испорченные зубы – «ворота» для всевозможных инфекций, одна из причин нарушения работы желудочно-кишечного тракта. Необходимо утром и перед сном чистить зубы с наружной и внутренней сторон пастой, после каждого приема пищи полоскать рот теплой водой. 

Спортсмен не должен иметь на себе каких-либо предметов, представляющих опасность для себя и других спортсменов. 

Спортивную одежду необходимо регулярно стирать. 

Пища – «горючее» для спортсмена. 

Рациональное питание должно отвечать определенным гигиеническим требованиям и быть: 
− оптимальным в количественном отношении (соответствовать энергетическим затратам спортсмена); 
− полноценным в качественном отношении (содержать все необходимые пищевые вещества: белки, жиры, углеводы, витамины); 
− разнообразным и содержащим продукты как животного, так и растительного происхождения; 
− хорошо усвояемым, вызывающим аппетит и обладающим приятным вкусом, запахом и внешним видом, доброкачественным. 

При планировании круглогодичной подготовки на отдельных ее этапах (в зависимости от задач тренировки) следует умело варьировать питание спортсменов. 

Так, в подготовительном периоде при совершенствовании общей физической подготовки желательно увеличить содержание белков, необходимых для развития мышц, а при совершенствовании выносливости – обогащать рацион углеводами и витаминами В1, В2, и С (широко используя овсяную и гречневую каши, овощи, фрукты). 

В период совершенствования скоростно-силовых качествпотребуется увеличение доли продуктов, богатых фосфористыми соединениями (сыров, мяса, рыбы). 

Пища, принимаемая перед тренировками и соревнованиями, должна быть высококалорийной, малообъемной и хорошо усвояемой, с преобладанием полноценных белков – содержать в достаточных количествах углеводы, фосфор и витамины. Рекомендуется такой ассортимент: тушеное мясо, птица, блюда из мясного фарша с овощами, наваристые бульоны, овсяная каша, яйца, какао, соки, фрукты, белый хлеб, печенье. 

Нецелесообразно перед спортивными нагрузками употреблять жирные и трудно перевариваемые продукты, содержащие много клетчатки (животные жиры, жареное мясо, фасоль, горох, бабы). 

После спортивных нагрузок пища должна быть более калорийной и питательной, с достаточным количеством белков. 

Ужин при любом режиме тренировки должен способствовать восстановительным процессам и восполнению углеводов, витаминов и минеральных солей. Лучше всего этим целям отвечают творог, рыба, молоко, каши, овощи, фрукты. 

Нельзя тренироваться натощак, питаться необходимо 4-5 раз в день. 

Пища должна содержать витамины. В конце зимы и весной содержание витаминов в сохранившихся фруктах и овощах значительно уменьшается. Вот почему именно в это время года необходимо особенно заботиться о содержании витаминов в пище. 

Пищу следует принимать за 2-2,5 часа до тренировки и за 3-3,5 часа до соревнований (матча), а горячую – через 30-40 минут после спортивных нагрузок. 

Во время соревнований нельзя резко менять привычный режим питания. Осторожного подхода требуют новые пищевые продукты и блюда: ко всякой новой пище организм должен постепенно приспособиться. 

Завтрак во время соревнований должен состоять из продуктов, богатых углеводами, белками и витаминами: овсяной каши, сливочного масла, яиц, тушеного мяса, салата из овощей, сладкого чая, какао, фруктов. 

Обед: продукты высококачественные и легкоусвояемые, богатые белками, углеводами, фосфором и витаминами. 
Ужин должен способствовать быстрому восстановлению сил и энергии. В него желательно включать каши с молоком, творог, рыбу, овощи, фрукты, соки, чай, шоколад. 
После соревновательной (игровой) нагрузки пищевой рацион необходимо обогатить углеводами, способствующими быстрому пополнению гликогена в мышцах и печени, улучшающими питание сердечной мышцы. 

В ближайшие 3-4 дня после соревнований целесообразно уменьшить в рационе содержание жиров и увеличить количество продуктов (творог, молоко, мясо, печень, язык, овощи и фрукты). 

В восстановительный период предметом особого внимания должна стать витаминизация. Лучше всего использовать богатые витамином натуральные продукты или поливитамины. В пищевом рационе спортсменов обязательно должны присутствовать наиболее биологически ценные продукты. В первую очередь рекомендуется употреблять молоко и молочные продукты (сметану, творог, сливки, сыр), яйца, мясо, птицу, печень, рыбу, сердце, хлеб ржаной, рис, гречку, овсянку, овощи (капусту, лук, морковь, помидоры, огурцы, зелень, редис, перец сладкий), бобовые, фрукты, ягоды, сухофрукты (курагу, инжир, чернослив, изюм), орехи. 

   

Уважаемые родители!

Эти советы и правила помогут создать для ваших детей (наших обучающихся) комфортные психологические условия для занятия спортом, сделают эти занятия ярким событием, положительным впечатлением на всю жизнь!

 

Советы родителям юного спортсмена

 

- Оказывайте всяческое содействие своему ребенку, поддерживайте и ободряйте его во время соревнований и тренировок.

- Пропагандируйте честную игру и спортивное поведение на всех соревнованиях, в которых Вы будете участвовать на правах зрителя.

- Ставьте во главу угла физическое и моральное состояние своего ребенка, а не его успех или неуспехи.

- Старайтесь создавать все необходимые условия для нормального спортивного развития своего ребенка.

- Старайтесь найти общий язык с тренерами своего ребенка.

- Пропагандируйте здоровое физическое развитие детей без табака, алкоголя и наркотиков.

- Старайтесь делать все, от Вас зависящее, чтобы спорт доставлял вашему ребенку только радость.

- Донесите до сознания своего юного спортсмена, что все люди равны, вне зависимости от того, кто сегодня одержит победу.

- Содействуйте развитию спортивной карьеры своего ребенка.

Правовые аспекты, связанные с ответственностью родителей за воспитание детей

Семья – естественная среда обитания ребенка. Именно здесь закладываются предпосылки развития физически и духовно здорового человека. К тому же семья для ребенка – это и своего рода убежище, обеспечивающее его выживание. Вот почему одним из основных прав ребенка является его право жить и воспитываться в семье. Поэтому важнейшим вопросом в развитии личности ребенка является роль родителей в его воспитании.

Конвенцией о правах ребенка провозглашено, что родители несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка, наилучшие интересы которого должны являться предметом основной заботы родителей.

В Российской Федерации п. 2 ст. 38 Конституции установлено, что забота о детях, их воспитании – равное право и обязанность родителей. Данная конституционная норма обеспечивается и конкретизируется семейным законодательством РФ. Ст. 61 СК гласит, что родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права). Родительские права основаны на происхождении детей, удостоверенном в установленном законом порядке.

Под родительскими правами понимается совокупность прав и обязанностей, которыми наделяются родители, как субъекты родительских правоотношений (родительские правоотношения – это правоотношения между родителями и детьми).

К личным неимущественным правам родителей относятся:

  • право на воспитание и образование детей,
  • право на защиту прав и интересов детей,
  • право на защиту родительских прав.

 

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС

Глава 12. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ

Статья 61. Равенство прав и обязанностей родителей

1. Родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

В соответствии с ч. 2 ст. 38 Конституции РФ – забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Следовательно, речь идет не только о нравственном долге каждого родителя, но и о его конституционных правах и обязанностях. Наделение родителей правами в отношении их несовершеннолетних детей означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые, желательные с точки зрения государства действия и поступки, направленные на благо ребенка. Права родителей порождают соответствующие обязанности.

2. Родительские права, предусмотренные настоящей главой, прекращаются по достижении детьми возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (вступление в брак и эмансипация (п. 2 ст. 21 ГК и ст. 27 ГК)).

 

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

1. Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.

Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей.

Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Право на воспитание ребенка есть личное неотъемлемое право каждого родителя. Утратить это право можно лишь в случаях, предусмотренных законом: при лишении родительских прав и усыновлении ребенка (см. ст. ст. 69, 70 и 140 СК и комментарий к ним). Право на воспитание заключается в предоставлении родителям возможности лично воспитывать своих детей. При этом родители свободны в выборе способов и методов воспитания, согласующихся с развивающимися способностями ребенка (п. 2 ст. 14 Конвенции ООН о правах ребенка).

Право родителей на воспитание детей обеспечивается не только и не столько благодаря помощи государства, а главным образом исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Таковы в самом общем виде наиболее важные обязанности родителей, составляющие как бы две группы. Одна имеет прямое отношение к физическому развитию ребенка, которое во многом зависит от его питания, среды обитания и пр. Вторая касается психического, духовного, нравственного развития несовершеннолетнего и предполагает существование более сложных по своей природе средств и методов формирования ребенка как личности. В настоящее время все более очевидной становится роль родителей в исполнении обязанностей подобного рода. Именно от этого во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Выполнение родительских обязанностей не только способствует реализации родительских прав, но и служит образцом желаемого, одобряемого поведения  его моделью.

Обладающие родительскими правами лица несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Эта ответственность является общей и обязательной для обоих родителей, где бы они ни находились и определяет особое значение ответственности родителей в обеспечении прав и интересов своих детей. Одновременно оказывается воздействие на формирование чувства ответственности за ребенка, его воспитание, от полноты которого в значительной степени зависит качество семейного воспитания.

Предполагается существование ответственности как нравственного порядка, так и предусмотренной различными отраслями законодательства (административного, гражданского, семейного, уголовного и др.). В первом случае ответственность влечет за собой моральное осуждение, во втором – дополнительное обременение или даже наказание в установленном законом порядке. Под дополнительным обременением понимаются неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав (комментарий к ст. 69 СК).

 

2. Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования.

Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования.

Закон РФ "Об образовании" рассматривает образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Этот процесс обеспечивает не только государство, но и родители.

Согласно п. 4 ст. 43 Конституции РФ родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования, т.е. образования в объеме 9 классов общеобразовательной школы. В повседневной жизни выполнение этой обязанности родителями заключается в обеспечении того, чтобы их ребенок учился. Он может совмещать свою учебу с работой, творческой, предпринимательской, коммерческой деятельностью, но какой бы ни была семейная ситуация, уровень материальной обеспеченности семьи, состояние здоровья родителей, ребенок должен получить необходимое образование. Уклонение от выполнения этой обязанности служит основанием для лишения родительских прав, отстранения опекуна (попечителя).

От родителей также зависит, какое дополнительное образование и где получат их дети. Свое право выбора родители осуществляют с учетом мнения ребенка. При этом неважно, сколько ему лет. Для детей младшего возраста может иметь значение привязанность к друзьям, с которыми он хотел бы учиться, его способности, склонности. Дети более старшего возраста действуют осознанно и реалистично, сообразуя свой выбор со своей будущей профессиональной ориентацией. На выбор родителем и его ребенком вида образовательного учреждения, формы обучения оказывает воздействие и состояние здоровья ребенка, степень материальной обеспеченности семьи, семейные традиции, профессия родителей и т.п. В любом случае учет мнения ребенка означает уважительное к нему отношение. Однако родители вправе не посчитаться с точкой зрения несовершеннолетнего, если она противоречит его интересам или ее невозможно реализовать по объективным причинам.

 

Статья 64. Права и обязанности родителей по защите прав и интересов детей

1. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей.

Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

К числу важных прав и обязанностей обоих родителей относится защита ими прав и интересов своего ребенка. Предоставляя родителям возможность защищать ребенка, возлагая на них подобного рода обязанность, государство, во-первых, стремится не допустить незащищенности несовершеннолетнего, во-вторых, подчеркивает, что речь идет о гражданском долге прежде всего родителей. Защита родителями прав и интересов ребенка осуществляется в соответствии со ст. 8 СК (см. комментарий к этой статье). Предметом защиты являются все права детей, перечисленные в ст. ст. 54 – 58, 60 СК. В круг объектов защиты входят также жилищные, наследственные и другие права ребенка, в числе которых и его права как члена общества (на охрану жизни и здоровья, социальное обеспечение, защиту чести и достоинства и др.). Способы защиты зависят от специфики принадлежащих ребенку прав, характера правонарушения, возраста несовершеннолетнего и др. Родители в полной мере защищают права и интересы ребенка, которому нет 14 лет. А подросткам старшего возраста они помогают себя защищать. При отсутствии единого мнения, кому из родителей и как защищать своего ребенка, возникшие разногласия могут быть разрешены по желанию родителей органами опеки и попечительства.

Прямое указание на родителей как обладателей прав и обязанностей по защите прав и интересов ребенка означает, что они являются его законными представителями без специального на то полномочия. Им достаточно в необходимых случаях предъявить свидетельство о рождении своего ребенка. Родители, будучи его законными представителями, могут иметь дело с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе с органами местного самоуправления, внутренних дел, судом и прокуратурой. Причем вовсе не обязательно ждать, когда состоится нарушение прав или интересов ребенка. Родители могут совершать действия, направленные на предотвращение возможного правонарушения.

2. Родители не вправе представлять интересы своих детей, если органом опеки и попечительства установлено, что между интересами родителей и детей имеются противоречия. В случае разногласий между родителями и детьми орган опеки и попечительства обязан назначить представителя для защиты прав и интересов детей.

Противоречия между интересами родителей и детей любого возраста не относятся к исключительным событиям. Они могут возникать по разному поводу и касаться как личной, так и имущественной сферы отношений. В данном случае родители могут руководствоваться только собственными эгоистическими соображениями, либо глубоко заблуждаться относительно правильного понимания потребностей своего ребенка. Но чем бы эти противоречия ни вызывались, в таких случаях возникает ситуация, когда нельзя доверять родителю роль представителя интересов своих детей.

Статья 65. Осуществление родительских прав

1. Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей.

При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

Здесь говорится о невозможности осуществления родительских прав в противоречии с интересами детей. Тем самым определяются допустимые пределы действий, поступков, связанных с семейным воспитанием. Это ориентир, которого надо придерживаться как в повседневной жизни, так и при разрешении разногласий и споров по вопросам воспитания ребенка. Для родителей главное - обеспечивать интересы своего ребенка, а не свои собственные.<

Кроме того существуют более конкретные указания относительно того, что родители делать не вправе. Они не могут, во-первых, причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию, во-вторых, допускать в своей семейной педагогике преступное обращение с ребенком, его оскорбление, эксплуатацию. В первом случае внимание сосредоточено на недопустимом конечном результате поведения родителей как воспитателей. Во втором – в категорической форме запрещаются действия родителей разной степени опасности для ребенка – от пренебрежения его разумными запросами и потребностями, грубого с ним обращения до жестоких по своему характеру методов воспитания; от унижения ребенка как личности, оскорбления его словом и действием до эксплуатации ребенка, под которой следует понимать выходящее за рамки семейной педагогики использование помощи и труда ребенка независимо от возраста. Всякое отступление от этих правил чревато лишением родительских прав, отменой усыновления, отстранением опекуна (попечителя), досрочным расторжением договора о передаче ребенка на воспитание в семью.

Родители несут ответственность за осуществление своих прав и обязанностей в ущерб правам и интересам ребенка. При этом имеется в виду не только злоупотребление родительскими правами, но и другие действия, поступки родителей, которые наносят или могут нанести ущерб правам и интересам ребенка как личности. То же самое можно сказать применительно к имущественным правам ребенка. Речь идет об ответственности, предусмотренной законом. Это может быть ответственность административно-правовая – ст. 5.35, 6.10, 20.22 КоАП, гражданско-правовая – ст. ст. 1073, 1074 ГК, семейно-правовая – ст. 69 СК, уголовная – ст. 156 УК и др. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке.

2. Все вопросы, касающиеся воспитания и образования детей, решаются родителями по их взаимному согласию исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. Родители (один из них) при наличии разногласий между ними вправе обратиться за разрешением этих разногласий в орган опеки и попечительства или в суд.

Процесс семейного воспитания детей включает в себя решение множества вопросов преимущественно педагогического свойства. Они решаются либо обоими родителями, либо одним из них с одобрения или молчаливого согласия другого. При этом предполагается, что оба родителя соблюдают интересы своего ребенка с учетом мнения детей. Само собой разумеется, что учет мнения детей должен быть целесообразным с педагогической точки зрения.

3. Место жительства детей при раздельном проживании родителей устанавливается соглашением родителей.

При отсутствии соглашения спор между родителями разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом мнения детей. При этом суд учитывает привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам, возраст ребенка, нравственные и иные личные качества родителей, отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком, возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и другое.)

КОДЕКС РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Статья 6.10 (2)

Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ совершенные родителями или законными представителями, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних – влекут наложение адм. штрафа в размере от 15 до 20 мин. размеров оплаты труда.

Статья 20.22.

Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах